How to make the conflict to be constructive?

Конфликт – это своеобразная разрядка накопившихся противоречий, которые возникают между людьми в процессе их общей деятельности. Основа же противоречий – в непонимании или противоположности интересов.

Не надо воспринимать конфликт только негативно. Зачастую конфликты помогают участникам осознать цели организации, выявить истинные проблемы, проявить различные точки зрения, дают дополнительную информацию, помогают найти альтернативные и более эффективные решения задач.

Если начать анализировать конфликт, первое, что бросается в глаза – конструктивен он или деструктивен. Что его делает таковым, так это отношения участников.

Обычно конструктивными называют конфликты, в ходе которых люди стремятся выявить позицию оппонента и найти решение, которое бы учитывало интересы всех сторон. Именно совместный поиск решения и делает конфликт конструктивным. При переходе от вопроса «Кто виноват?» к вопросу «Что будем делать?» обычно резко снижается эмоциональный накал.

Деструктивный конфликт характерен тем, что люди вместо поиска путей решения «зацикливаются» на обсуждении проблем и личных недостатков друг друга. При этом обсуждение личных недостатков практически всегда приводит к эмоциональным реакциям и обидам. А переход на личности и эмоциональная составляющая как раз и являются причиной «зацикливания». Поэтому, часто мы видим как конфликтующие стороны «ходят по кругу», повторяя одни и те же обвинения и аргументы.

Без лишних объяснений ясно, что деструктивный конфликт вреден, а конструктивный может принести объективную пользу.

Из всего вышесказанного вытекает основной вопрос: Как сделать деловой конфликт конструктивным?

Вот несколько простых правил для тех, кто задался такой целью:
1. Рассматривайте конфликт как деловой вопрос, а не личностный
2. Оставайтесь доброжелательным или, по меньшей мере, сохраняйте нейтральное отношение, избегайте впадать в эмоции. Как управлять своими эмоциями в конфликте – тема следующей статьи, а простейшая рекомендация такая: на мгновение абстрагируйтесь, переместив фокус внимания на свое дыхание, сделайте медленно и с чувством глубокий вдох. Этой паузы вполне хватит что бы “сбросить пар” и увидеть происходящее как бы со стороны.
3. Дайте возможность противоположной стороне высказать свою позицию, в какой бы форме это не было сделано, включая самые эмоциональные проявления. В какой-то момент человек и сам поймет, что переборщил с эмоциями
4. Придерживайтесь предметно-содержательного обсуждения проблемы: причины, следствия, возможные решения
5. Рассматривайте спорный вопрос с разных позиций, включая позицию оппонента
6. При обсуждении вариантов решения, учитывайте интересы противоположной стороны
7. Избегайте насилия и шантажа

Этот алгоритм достаточно прост и понятен, скажете Вы, но как его воплотить? Ведь зачастую, когда мы попадаем в конфликтную ситуацию, наши реакции нас совершенно не спрашивают. Только по прошествии какого-то времени становится понятно, что наговорили лишнего, или же, наоборот, смолчали там, где нужно было сказать.

Эмоциональная устойчивость – это первое, что нужно человеку, который собирается быть конструктивным в решении конфликтов. Про это написана масса книг, и можно потратить жизнь, читая их. Но только личный позитивный опыт позволяет человеку поверить наконец, что это возможно. И если в жизни не удается совладать с эмоциями – в этом деле может помочь тренинг по управлению конфликтами. Попробовав однажды, вы будете знать, как действовать.

Второе, не менее важное, что необходимо приложить к эмоциональной устойчивости – это эмпатию, то есть чувствование другого. Именно это качество подсказывает, что нужно говорить, а что не стоит, чтобы топор войны был закопан.

И наконец третье – навык аргументации. Чтобы убедить другого, необходимо найти доводы и выстроить их в определенной последовательности.

Конечно, сейчас я все упрощаю. Для того, чтобы развить каждое из этих качеств, необходим целый пласт опыта в поступках и понимание себя при этом. А также терпение и настойчивость.

Но если Вы не собираетесь останавливаться на прочтении этой статьи и жаждете приступить к решительным действиям по развитию своей способности конструктивно разрешать конфликты, приходите к нам.

September, 2011

 

Print

  • Tatiana Yemelyanova

    Specialization: Staff management and performance management, recruiting, development, motivation and appraisal of the employees; leadership, effective communication, self-organisation, training the trainers.
    Experience: Provided over 300 trainings. Many years of experience in managing HR function. Vast experience in recruiting and career counseling of top managers. Successful experience in building HR function and implementing the system of staff training and development in MTI – big retail network.
    Education:
    • Sociology and psychology, Taras Shevchenko Kiev State University
    Additional education:
    • 5 schools for trainers: CAP, Gestalt Consulting Group, OMT, Consulting Systems, NMA
    • More than 50 trainings on different business topics in leading Ukrainian and Russian training companies: NTCA, KMBS, MIM, NMA Kiev, Core Business School, etc.
    Working languages: Russian, Ukrainian.